Винное братство

Автор: Олег Чернэ

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino. Тайная Вечеря картина

Леонардо да Винчи. «Тайная Вечеря»

Легенда о святом Граале — чаше с Тайной Вечери Христа — стала одной из основ европейской культуры Средневековья. В кельтском эпосе о короле Артуре и рыцарях Круглого стола образ Грааля как почитаемой и охраняемой реликвии выступил не только как символ Страстей Христовых, но и как живой предмет силы, обладающий способностью изменять и преобразовывать. Грааль не являлся предметом личной силы. Согласно преданию, на Тайной Вечере апостолы передавали его из рук в руки. Общность, возникшая вокруг чаши, стала винным братством, существующим и в наши дни — как в виде христианской церкви, скрепленной таинством причастия, так и в виде братств и орденов, одним из которых является бургундский орден рыцарей Винной чаши, к которому принадлежат многие современные виноделы.

 

Чаша, рог, котел, холм

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino. Плутос

Эрейна с Плутосом

Во многих культурах существует образ чаши изобилия. Этот образ во всякой культуре свой, но имеет и очевидные общие черты. Волшебная чаша у индусов, рог изобилия у античных народов, всепорождающий котел Дагды у кельтов и многое другое… Волшебный котел, в котором происходили изменения и рождение в новом качестве, известен и в русских сказках.

Рог изобилия, который никогда не пустел, в античное время был образом бесконечной благодати, силы, не имеющей конца. Древнегреческий бог богатства Плутос, как и бог загробного царства Плутон (фактически одно имя и некогда единый образ) — оба изображались с рогом изобилия. В римской традиции богиня достатка и богатства Копия также изображалась с горном, то есть рогом изобилия (Cornu Copiae).

Образ богатства и бесконечности фактически был одним. Загробный мир осознавался древними не как «царство мертвых», застывшее пространство смерти, а как качественно иное пространство, в котором происходило преобразование времени в бесконечность. К этому пространству человек обращался в течение всей жизни путем различных действий и практик, на него он настраивался и стремился слиться с ним. И вкушение вина из рога в обрядовых мистериях древности вело к слиянию с этой силой, было попыткой выхода сознания за пределы времени, настройкой на божественное.

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino. Чаша

Бог Дагда, хранитель всепорождающего котла у кельтов, изначально был богом земли. В этой связи интересен кросс-культурный анализ индоевропейской языковой общности. Так, латинское copia (богатство) имеет общий корень с древнеславянским «капище» (кладбище), а также «копна» и «копа» (куча, холм). Известны захоронения славян в холмах-курганах, которые воспринимались не просто как захоронения, а как пространство преобразования и бесконечного богатства и рождения (известно, что древнеславянская культура включала представления о реинкарнации). Образ порождающего холма известен и в древнеиранской мифологии, и в старейшем пласте Вед (Ригведа), и у кельтов в образе холмов-сидов, в которых заключена божественная сила, где пространство как бы кристаллизировалось, выражало божественное начало.

Вино также являлось продуктом превращения, преобразования и само по себе выражало божественную силу. Мистерии Диониса и Орфиков характеризовались погружением в состояние переживания вневременного характера. Так что знаменитая фраза исследователя истории винной культуры Хью Джонсона «Они пили бога» была адресована, прежде всего, к древним, к их обрядам. Но также, безусловно, и к христианству.

В христианской традиции образ чаши получил особое значение в связи с преданием о Тайной Вечере и Крови Христовой. Спаситель взял чашу, наполнил ее вином и сказал ученикам: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя». Причастие вина, в ходе литургии преосуществляемого в Кровь Христову, стало одним из главных церковных таинств и одной из основ христианской общности, монашеских братств и обрядовой традиции. А чаша, из которой пили апостолы Христа и в которой он совершил превращение вина, стала одной из самых желанных, искомых и загадочных реликвий христианства. В Средние века она получила название Грааль.

 

Винное братство Грааля

По сути, винное братство стало самой большой общностью, объединившейся вокруг чаши с вином, вокруг переживания, сопровождавшегося принятием чудодейственного напитка под названием вино. Вино стало формулой божественной субстанции, сакральной жидкостью, и далеко не всегда она соотносилась с понятием вина в привычном для нас смысле. Это могла быть и особая вода, которую, скажем, кельты называли водой жизни, и просто переживание людей от того, что они собрались вместе.

Сначала это был источник, затем котел, колодец, затем чаша, в которой смешивается как материальная, так и нематериальная форма сакральной жидкости. И эта жидкость соотносится с идеей истинной природы, истинной крови. Эти два понятия были синонимами у древних.

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de VinoСовременному человеку сложно воспринимать то, что сама вода уже имела качество вина в понимании древних, поскольку основой воды уже была некая минеральная субстанция, которая могла быть в виде воды, пива, вина или даже, скажем, виски. Понять это проще, если представить, что на самом деле любая вода — минеральная, даже та, что течет из крана, поскольку любая вода имеет свой минеральный состав. Вопрос лишь в его свойствах и силе.

Собственно, любая сильная минеральная жидкость — это вещь в себе, и она изменяется в чаше, достигая своего максимума. Это подтверждают и многие вина сегодня, подчас изменяя принципы и теории массового виноделия. Сложно принять, но существуют вина, которые лучше всего принимать только на четвертый день после открытия. Пример — вина аргентинского винодела Кармело Патти (Каберне Совиньон 2006, 2007 года) или алхимические вина лаборатории Code de Vino, которые находятся в развитии еще восемь дней после открытия (Пино Нуар, Каберне Совиньон). Что это? Таинство жидкости. Но ведь есть и источники с водой, где вода не портится из-за своей минерализации.

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino

Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль»

Вино без подобной чаши, преобразующего сосуда — не вино. Сосуд не только позволяет вкушать продукт, но и создает всевозможные комбинации превращения, связанные с вином. Для вина важен сосуд. И не столь важно, какой он (кувшин, чаша, бокал или бутылка), сколь важно то, сможет ли он приумножить силу вина путем взаимодействия с человеком и с чашей. И здесь мы затрагиваем аспект тех законов, благодаря которым происходит превращение и кристаллизация. И это прежде всего вопрос кристаллизации пространства, вопрос геометрической силы такого сосуда, создающего определенный вид напряжения.

Именно чаша объединяет людей, превращая каждую встречу в братство. И всегда принятие сакральной жидкости соотносилось с какой-либо задачей или причиной. Потребление вина и пьянство — это несовместимые понятия, поэтому даже не хочется отвлекать внимание на узость и недомогание тех, кто этого не понимает.

«Они пили бога» — что это? Аллегорическое определение, мифологический сюжет или суть переживания, мистерии? Как определить себя в познании этого вопроса? Только одним способом: вино должно иметь силу, и его надо уметь вкушать. И тогда станет понятна эта сакральная фраза.

Почему исследователи, касающиеся вопроса Грааля, говорят о вине на Тайной Вечере, а не о том, как был обставлен вопрос винопития? Ведь это была важная часть ритуала, часть тайного переживания. Если хотите, согласно Евангелию от Никодима, это метафизика церковного таинства. А если вспомнить слова Иисуса «Я есмь лоза, а вы ветви» (Евангелие от Иоанна (15:5)), то можно рассматривать всех апостолов как часть чего-то единого, а можно разделить их по видам и свойствам разных сортов винограда. Вино как символ и продукт трансформации уводит нас в глубины вопроса качества вина, и здесь упрощение в понятиях вина недопустимо, это лишает нас настройки на процесс совершенствования.

Иисус использовал чашу, чтобы освятить хлеб и вино, — концепция, которая перешла в принцип Евхаристии. А это значит, что мы можем говорить об освещении крови. Каждая чаша, если она является вместилищем для вина, может рассматриваться и как вместилище божественного, сосуд для причастия, приобщения к бесконечности и бессмертию. На этом построена концепция Грааля — совершенствование крови, предание ей особых вневременных свойств.

 

Чаша знания

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino

Артур Хэкер. «Искушение сэра Персиваля»

Кельтская культура вина, которая соотносится с всепорождающей силой, а вместе с этим и с всепорождающим котлом Дагды, определяет восприятие ферментированной жидкости исключительно через идею сосуда, а вернее, действий, процесса вокруг него. И вино в этом процессе уже выступает символом. Вспомните бесконечно закрученные и геометрически точные орнаменты кельтов: символ благословенной спирали есть не что иное, как символ рога изобилия. Одновременно это процесс, в котором нужно пройти через лабиринт, взойти на гору, чтобы не только приобщиться к братству, причастится вечности, но и получить доступ к знаниям.

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de VinoЕсли рассматривать воду и вино (что для кельтов было одно) как волшебное снадобье, то следует понимать, что в этом процессе нарабатывалось особое состояние для волшебного превращения. Вино должно было возрождать, быть кристаллом — это пища для героев и богов. Следовательно, винный сосуд — это вместилище, а его содержимое — тайна, к которой обращается человек, становясь соучастником таинства сосуда Гермеса. Впрочем, эта тайна имеет довольно известное определение — мудрость. Но назвать мудрость мудростью и пребывать в ней — разные вещи.

Винный сосуд — прародитель этого винного братства, так как он объединяет то, что становится амброзией, сомой, вином, амритой. И в результате мы получаем пространство совершенства, храм. А где храм, там и братство. Собственно, Грааль и было принято соотносить с идеей храма, и он являлся некой геометрией, образом, моделью чаши с определенным напряжением.

 

Альбер Бишо

Альбер Бишо

Альбер Бишо, рыцарь Братства Винной чаши

Братство рыцарей Дегустационной чаши подчеркивает бургундский дух. Моя семья состоит в Братстве практически с момента основания. Братство очень хорошо выражает наши традиции — это что-то очень дружелюбное, шикарное, но и очень дружественное, замечательно демонстрирующее наш образ жизни и наш особый дух. Я не могу сказать, что бургундцы уникальны, но мы отличны от других. Если вы приедете в Бордо, то встретите большие шато, владельцы которых преимущественно живут где-нибудь в Токио, Нью-Йорке или Париже, тогда как в Бургундии почти у всех из нас «ноги в земле». Так здесь говорят, выражая свою связь с корнями.

 

Это технологический процесс потребления вина, где должны преумножаться свойства напитка и человека, а все познавшие таинство становятся рыцарями, подобно рыцарю Галахаду, представляющему в кельтской традиции идеал служения высшим принципам бытия. А это уже кодекс, ритуал, где Грааль выражает экстатическое проживание, опьянение знанием, посвящение.

На этой идее и стоит самое древнее, пожалуй, винное общество — общество Братства рыцарей Тастевена (Братство рыцарей Дегустационной (Винной) чаши, La Confrérie des Chevaliers du Tastevin). Это самое известное из старинных обществ знатоков и ценителей вина, и корнями оно уходит не только в христианскую традицию, но и в бургундскую культуру, в которой Грааль был особо почитаемой реликвией и напоминал о связях бургундской традиции с древностью.

Винное братство. Легенда о святом Граале. Статья Олега Чернэ для журнала Code de Vino