Тамплиеры и вино

Автор: Олег Чернэ

Тамплиеры и вино

Монастырь и крепость тамплиеров Конвенту-де-Кришту (Томар, Португалия)

Орден тамплиеров приложил немало усилий для изучения возможностей вина, однако с распадом ордена многие их наработки были утрачены. Однако если сегодня в своих поисках обращать внимание не на этикетки, а на качество продукта и взращивать культуру его потребления, тогда вклад тамплиеров можно будет оценить по достоинству. Ведь тамплиеры привнесли в культуру вина своего рода геометрию, архитектуру вкуса, вырабатывали меру и пропорцию усилия, связанного с вином, они развивали способность фиксировать состояние на пике собственных возможностей, используя эту силу на благо познания и укрепления в вере. А для этого необходимо было развивать вкус… Попробуем разобраться в принципах, согласно которым была сформирована целая культура отношения к напитку и были во многом заложены основы для авторского виноделия.

 

Архитекторы веры

Тамплиеры и вино

Официальной датой основания ордена Тамплиеров (от temple — храм, «храмовники») считается 1119 год. Наряду с госпитальерами тамплиеры были одним из первых рыцарских орденов. При поддержке Папы и европейских монархов они приобрели значительное влияние в средневековой Европе и на Ближнем Востоке. Например, Ватикан освободил рыцарей от любых налогов и разрешил свободно пересекать границы. К началу XIV века религиозное и политическое влияние тамплиеров и размер накопленных ими богатств достигли таких масштабов, что это послужило причиной кризиса в отношениях с Папой и королями. Кризис разрешился фактическим разгром ордена, в отношении дальнейшей судьбы которого, впрочем, существуют разные теории. Во многом это связано с тем, что в процессе обретения знаний и богатств тамплиеры не были замкнуты исключительно на христианском мире, что способствовало созданию образа тамплиеров как собирателей знаний различных культур и создало почву для последовавших обвинений ордена в вероотступничестве. Некоторые религиозные историки указывают на связь с тамплиерами различных групп периода Возрождения — в частности, масонов, что лишь усиливает разговоры о некой преемственности, если не структуры, то знаний ордена в позднейшую эпоху.

В наше технократическое время многие не учитывают, что традиция и мудрость человечества всегда зиждились на вере. Сегодня само понятие веры для многих характеризуется техническим отношением, нежели живым переживанием. Однако был период, когда формировалась целая культура верования, если хотите, наука веры. Расцвет этого процесса пришелся на времена становления различных орденов и непосредственно ордена тамплиеров. По моему убеждению, именно они заложили основу существования человека по закону веры. При этом я хочу отдельно оговорить, кого лично я считаю тамплиерами.

Это были представители высокообразованного сословия, отказавшиеся от своих привилегий ради служения вере. Это были личности, пошедшие по пути поисков знания о вере. Те, кто не делил мир на черное и белое, на мусульман и христиан, но те, кто познавал веру.

Да, орден имел своих последователей и почитателей, а также низшее звено, которое соприкасалось с теми, кого называли тамплиерами. И многие из них участвовали в так называемой «войне с неверными». Но эти люди имели такое же отношение к истинным тамплиерам, как в наши дни болельщики к футбольной команде. И в этой статье передо мной не стоит задача рассматривать орден и доказывать его, так сказать, чистоту (что, в общем-то, сделать сегодня весьма сложно).

Изучая историю тамплиеров на протяжении многих лет и имея на руках колоссальное количество данных о взаимоисключающих событиях, хочется выделить самое, на мой взгляд, важное из того, чем занимался этот орден, — строительством храмов. Это понятие подразумевает не столько физическое их воплощение, сколько духовное. Орден жил по законам сакральных пропорций и знаний, которые моделировали всю их жизнь и характеризовали отношение к вину. Это продолжалось, по меньшей мере, два столетия — с середины XI по середину XIII века.

Ни одна вера не может быть истинной, если она не подпитывается жизненной силой. И здесь на первый план выходит то реальное значение вина в христианской традиции, которое имеет свое отражение в таинстве евхаристии, воспроизводящей события, произошедшие с апостолами и Христом на Тайной Вечере. Вино как транспортер, как средство выражения небесной силы было очевидно выбрано Иисусом неслучайно. Это отлично понимали тамплиеры. Они пытались не просто следовать, но в своей деятельности выражать законы, по которым существует высшее вино. Они работали с вином, не ритуализируя процесс, но пытаясь раскрыть его максимальные возможности в связи с задачами укрепления, взращивания веры. При этом тамплиеры отлично понимали, что этот процесс может быть выражен в значениях геометрии, архитектуры как пространства осознанного усилия.

И с XVI века именно этот аспект начинает увядать в свойствах и качествах жизни людей. А попросту говоря, люди изменили свою настройку на жизнь. Стал меняться и ритм, который к XVIII веку привел Европу к краху веропонимания и вероучения. И лишь немногие продолжали жить в согласии со своим природным ритмом, поддерживали те знания о вере, которые иногда были даже чем-то большим, чем вера. Ну и, пожалуй, еще можно упомянуть места, которые цивилизация не затронула.

Тамплиеры и виноНо если мы возьмем настоятеля любого храма, то он являет собой потенциального храмовника, архитектора, который стремится защитить и улучшить как минимум пространство своей обители. Сакральные архитекторы — это те, кто может взаимодействовать с пространством, запитываться им, вкушать его. И тогда пространство храма становится вином, которое духовно опьяняет всех, кто с ним соприкасается. С этой точки зрения не может быть ни одного храма, где не вкушалось бы пространство, иначе это уже не храм в его истинном значении.

Служение же храму очень близко к тому, как выращивают, а вернее, взращивают виноград. Да, собственно, и жизнь Христа мы можем рассматривать под углом жизни великого виноградаря — сеющего, сохраняющего, взращивающего, собирающего, пестующего.

Что такое виноградники? Это разбитый сад. Это удел сакральной архитектуры. Это, опять-таки, удел храмовников. Здесь хотелось бы снова обратиться к тамплиерам, но прежде следует указать, что все-таки мы имеем в этой ситуации нечто большее.

Именно тамплиеры возвели задачи веры практически в ранг науки, но не они одни были храмовниками. И тот факт, что на роль наследников тамплиеров претендуют, как минимум, пять из ныне существующих орденов (госпитальеры, мальтийский орден, розенкрейцеры, масоны и даже тевтонский орден), говорит о многом.

Давайте попробуем посмотреть на орден как на что-то большее, чем некое общественно-религиозное объединение с утилитарными задачами. Конечно, тамплиеры узаконили многое, что было сделано до них разными общинами, например, бенедиктинцами. Но подобное мы можем встретить везде и даже там, где, кажется, не ступала нога тамплиера. Значит, они — это лишь проявление науки о вкушении пространства, где, конечно же, без вина не обойтись. Все же пространство должно резонировать или хотя бы окропляться. Ведь в чем суть причастия? В резонансе, где вино является основным резонатором!

Винный сад тамплиеров

Тамплиеры и вино

Сад, разбитый тамплиерами в Лангедоке (Франция), где были заложены виноградники Корбьера, был сделан подобным Гефсиманскому саду, в котором Христос молился о Чаше Господней. На этих виноградниках тамплиеры и выращивали вино для своих церемоний.

Вообще, где были храмовники, там было и вино. Почитатели кипрского вина «Командария», считающегося одним из старейших вин, должны быть благодарны тамплиерам, которые, выкупив Кипр у Ричарда Львиное Сердце, улучшили вино «Мана» (так оно называлось за 2000 лет до них) и назвали его по месту территории, которой они дали имя — Коммодария. Подобные действия по взращиванию виноградников мы наблюдаем в Португалии, Испании и во многих других винодельческих местах мира. Но не было ли это своеобразным отношением к великому деянию и ради великого деяния?

К тому же вино при правильном принятии наполняет тело и не дурманит мозги. Это важно для организации внутренней работы в состоянии максимального единения с теми энергетическими возможностями, которые открывали человеку ясное видение. Посредством принятия эликсира задается то правильное экстатическое переживание, при котором не допускается потеря контроля над своими действиями. Показательно, что тех же тамплиеров впоследствии обвиняли в пьянстве, что совсем не соответствует идее, которую они вкладывали в процесс взаимодействия с вином. Вино было необходимо им для поддержания духа, и процесс его пития, безусловно, не сводился к пьянству, или, правильнее сказать, к потере геометрии.

К тому же это сакральное действие пришло из прошлого, когда взаимодействие с вином преследовало разные цели: вино использовалось как часть культовых церемоний, для взращивания силы, лечения, восстановления и т. д. Тамплиеры пытались восстановить значимость сакральных традиций, доктрин, сохраняя знания древности и не давая им исчезнуть вместе с эволюционными изменениями. При этом современность не отвергалась ими, но истину они находили в очищении традиции.

Схожее значение придавалось вину и в дионисийском культе. Термин «святая оргия» является техническим выражением, которое периодически повторяется в античной мистериальной литературе. Современное понимание дионисийских церемоний едва ли отражает их подлинную глубину. Требуется приложить немалые усилия, чтобы отделить непонятные и недоразвитые формы оккультизма и эзотерики от пользы, которую можно получить в экстатическом состоянии сознания.

Так что выражение «пить как тамплиер» (boire comme un Templier) в действительности еще предстоит переосмыслить. В этой связи отметим французского мыслителя Генона (Guenon) (1886—1951), исследователя сакральных традиций, который предлагает интересный анализ на тему знаний и их интерпретаций.

Законы взаимодействия с духом лозы

Тамплиеры и вино

Безье (Франция)

В чем заключаются те законы и принципы, согласно которым тамплиеры воспринимали вино в контексте «геометричности», «архитектурности» их мировоззрения? Давайте рассмотрим это.

Истинное, качественное вино имеет ось. В вине должны присутствовать благородство и изысканность, это позволяет проявиться свойствам винограда, зафиксировать его дух, который выражается в качестве энергетического наполнения вина.

Если вино действительно качественно и человек умеет его пить, то он проходит через три стадии восприятия: активизацию чувств, наполнение и развитие сопереживания. Если же пройти эти три стадии неправильно, то вырисовывается перспектива похмелья.

Искусство сопереживания взращивалось тамплиерами, оно было непременным условием усваивания силы эликсира. При этом важно было не игнорировать два первых этапа — тогда сознание получало огромную пищу для работы. Ну и, конечно, была необходима умеренность, баланс желаний и возможностей, ведь достигаемый с помощью эликсира качественный уровень сознания куда важнее количества опустошенных бутылок.

Питие вина — это развитие или, по меньшей мере, эстетическое действие. Причина состоит даже не в научно доказанных свойствах целебных групп полифенолов (антиоксиданты, проантоцианды и т. д.), а в умении создать условия, в которых эти целебные свойства смогут проявить свои возможности.

Иными словами, культура потребления является определяющей в процессе взаимодействия с духом лозы. Без навыков, соответствующих высокой культуре потребления, даже лучшее снадобье превращается в яд. Тамплиеры отлично понимали, что вино — это не сок, который дает мгновенное ощущение, это эликсир, своего рода жидкий кристалл, с которым необходимо уметь взаимодействовать.

Самое опасное сегодня — это выбирать вино по названиям и этикеткам, не понимая сути его сакральности. Истинное вино не имеет цены, так как его истинность должны открыть вы сами. Ни год урожая, ни выдержка вина, ни имя производителя не помогут вам, если вы не умеете вкушать напиток, если вы заедаете его, если вы не готовы к его восприятию.

К вину, как и в храм, нельзя приходить неопрятным, куда-то спешащим. Но если мы будем говорить о конкретных производителях, об авторском, а не о поточном вине, то французам придется сильно попотеть, чтобы доказать свое превосходство, и умерить свою гордыню, ведь им противостоят серьезные мастера своего дела. Такие, как монастырь в Алаверди (Грузия), Хеншке (Австралия), Кармело Патти (Аргентина) или Леринское аббатство (Abbaye de Lérins), нарушающие каноны терруара, но следующие путем Великого виноградаря.

Впрочем, когда-то те же Роберт Мондави, выпустив «Opus One», и Кристиан Муэкс с его «Dominus» подняли калифорнийские вина на реально высокий уровень. Мы можем сказать в отношении сакральной геометрии, что она жива и поныне. То есть дело храмовников живо не только в храмах, но и в священных садах, где делание вина — больше, чем некий технологический процесс.

Впрочем, именно подобное вино мы должны определять как авторское. Вино, сделанное, например, на Кубани последователем истинной веры Каракезиди или отцом Герасимом в Кахетии. Изысканность и тонкость может быть только у авторского вина, и зависит это от множества проявленных факторов, за которыми стоит кропотливая работа винодела, ведь для получения истинного напитка нужна Личность. Напиток может стать реальным продуктом, только если его делает и выражает человек с особыми качествами и знаниями, способный понять и представить данный напиток на суд потребителя.

Лучшего производителя вина характеризует способность быть реальным мастером, что зависит не только от ремесленных навыков, но в первую очередь от личностных качеств винодела. Это должны быть особые люди, любящие свое дело, способные произвести вино с особым характером. Все эти ве-нах-и (винодел, грузинск.), бийаинили (ингушск.), maitre de chais (франц.) — люди, которые должны понимать суть жизни с позиции наполнения и ритма. Не следует забывать, что почти все народности, у которых развита культура виноделия, делали сравнение вина с кровью человека. И тот, кто знал и понимал толк в вине, считался понимающим жизнь человека.

Эликсир пяти чувств

Тамплиеры и вино

Леднице (Моравия)

То геометрическое вино, создания которого добивались тамплиеры, — что характеризует его? Качество вина определяется восприятием пяти органов чувств человека. И чтобы оценить действительное качество вина, необходимо сопоставить все возможные факторы, опираясь на чувственное восприятие. Чувства — это то, что насыщает человека, делает его жизнь наполненной, и здесь необходимо реальное понимание вкуса, что и является ключом к пониманию уровня мастера-винодела.

Обоняние. Для геометрического вина характерен ярко выраженный сладковато-терпкий запах (паслена). Он подобен сафьяну, черносливу, черной смородине, коробке из-под сигар, графиту, зеленому перцу, черному шоколаду, оливкам, кедру, лесным травам и т. д. Свойства запаха меняются от утонченных ароматов на начальной стадии выдержки до богатого насыщенного сладковато-терпкого букета в хорошо выдержанном вине.

Вкус. Для определения вкуса геометрического вина подходят все плотные сухофрукты. Именно эта плотность и формирует широкий спектр кислотности. Высокий уровень танинов позволяет играть с вкусовыми качествами вина, делая его постоянным и в то же время непредсказуемым.

Чернослив, курага, черная смородина, вишня, имбирь, перец, шоколад, грибы, кофе и многие другие насыщенные вкусом продукты могут проявляться в вине в зависимости от выдержки. В молодом геометрическом вине обычно преобладает один из вкусов, который при выдержке раскрывается в целый букет различных темных ягод и фруктов с привкусом шоколада.

Цвет. Что касается цвета ягод винограда, то на стадии вызревания они обладают устойчивой темно-синей окраской. На спелых ягодах выступают «винные» красные пятна. Подобное изменение глубины цвета наблюдается и в случае с вином. Темно-красную окраску молодых вин сменяют насыщенные рубиново-гранатовые оттенки на поздних стадиях выдержки.

Звучание. Геометрическое вино — вино, способное вырасти из легкого, едва уловимого звука в раскатистые аккорды.

Комплексное влияние такого вина на сознание зависит от умения сохранить баланс. Если это ощущается, то чувствуется, так сказать, форма вина, его глубина и сферичность, а также плотность. Относительно позднее вызревание винограда предопределяет свойственное геометрическому вину глубокое раскрытие.

Геометрическое вино — это вино, которое должно сохранить свой дух, связь с землей, связь с виноградарем. Кроме того, качество вина напрямую зависит от условий хранения и срока выдержки. Это особая наука, это серьезный вопрос к погребам, которым уделяли большое внимание все виноградари, впрочем, так же, как и храмовники. На этой стадии проявляется действительное мастерство винодела, позволяющее вину раскрыться во всей его красоте и глубине. Примером для нас здесь становятся монастыри храмовников, так как те выбрали особую зону для хранения своих вин.

Здесь нам стоит немного остановиться, так как пример моравийских погребов очень показателен с позиции сакральной архитектуры. Собственно говоря, храмовники строили там храм для вина. В 1096 году крестоносцы, направляющиеся в Святую землю, определили сакральную зону для хранения своих вин — Моравию.

Тамплиеры на чешских и моравских землях закрепляются в период правления Вацлава I, (в 1232 г. в Чехии и в 1243 г. в Моравии). Они строят там погреба, в перспективе напоминающие иконостас, воздвигнутый над гробом Господним в Иерусалиме. Необычный план позволяет нам говорить о некоем особом отношении к погребу, в котором хранилось вино, что сегодня можно встретить крайне редко. В нем угадывается и место для алтаря. А внутренние колонны, поддерживающие своды, учитывают некое особое отношение к хранящемуся вину через призму пространства, где оно хранится.

Вкус вечности

Тамплиеры и виноОтношение к вину и особенности его производства предопределили сакральность этого напитка и отличительность, где получается, что не все, что называется вином, таковым является. Делание вина — это ритуал, служение, которое делает вино «умным», т. е. направленным на улучшение и развитие законов воссоединения. Такому вину была уготована миссия поддерживать и развивать высокие эстетические и вкусовые качества человека. Конечно же, вино не в состоянии остановить духовный кризис человечества, но передать вкус вечного — вполне допустимая задача для геометрического вина.