Тамплиеры и вино. Наследие тамплиеров в Португалии
Автор: Ольга Степина
Зная о системообразующем значении виноградарства и виноделия для экономики Европы, тамплиеры всячески покровительствовали их развитию…
Винченцо Валентини, итальянский историк
Тамплиеры — один из главных и наиболее интересных христианских орденов, который прошел тернистый путь от великого могущества до практически полного уничтожения, но никак не забвения и растворения в истории, поскольку последователи ордена существуют и в наши дни, продолжая реализовывать его духовные задачи.
Наследники кельтов и катаров, тамплиеры восприняли особое отношение к пространству и его философии, социальному укладу, ритуалу, к предметам силы, напиткам и, в целом, к задачам существования человека. Опираясь на глубокие знания теоретического и практического характера (физики, химии, сакральной геометрии, метафизики и т.д.), они смогли создать мощную структуру, построив на землях французского Лангедока и в Португалии красивые замки и неприступные крепости, засадив огромные угодья виноградниками и оливковыми рощами, наполнив эти места особыми правилами и законами.
Их деяния совершались во славу христианских ценностей и понятий, в которых тамплиеры видели высший смысл, глубокий символизм и знания, поэтому ни одно действие для члена ордена не могло быть формальным, проходным или случайным. Это правило касалось и вина, которое было неотъемлемой частью не только религиозного служения, но и ритуальных собраний тамплиеров. Красное вино символизировало таинство превращения крови христовой и усилие преобразования человеческого в божественное. Важным символом для всех тамплиеров была также чаша Грааль, связанная со страстями христовыми.
Тамплиеры особым образом относились к винограду и виноделию, всегда разбивая вокруг своих замков обширные виноградники. Они в деталях изучали процессы брожения вина, его хранения, созревания, воздействия на тело и сознание человека. Трансформация и ферментация, которая происходила с виноградом, воспринималась как аналог некого химического процесса в крови человека, а сам процесс принятия вина сводился к отслеживанию работы сознания, когда оно, не приходя к опьянению, переходило в состояние внутренней сосредоточенности для поиска истины и божественного откровения.
Тамплиеры сыграли особую роль в развитии Португалии в качестве самостоятельного государства в XII веке, а Португалия способствовала становлению тамплиеров и сохранению их наследия в годы гонений на орден. Именно Португалия была первым местом в Европе, где обосновались тамплиеры, построившие в 1160 году замок Томар в центральной Португалии (регион Рибатежу). И Португалия же подхватила упавшее знамя ордена после его уничтожения.
В начале XIV века история тамплиеров оборвалась во Франции, однако орден продолжил свою деятельность в Португалии, где сложились весьма благоприятные условия для его развития. Король Диниш I, благодарный за помощь тамплиеров в борьбе с маврами-сарацинами в ходе реконкисты, создал новый орден — орден Христа, получив официальное благословение Папы Римского Иоанна XXII в 1318 году.
С самого начала существования организации жизнь тамплиеров четко регламентировалась уставами, хотя каждое отделение-прецептория всегда старалась иметь значительное самоуправление.
Документом, регулирующим жизнь ордена, был его устав (La Regle primitive), принятый на церковном соборе в Труа в 1128 году. Позже он получил расширение и более подробное толкование еще в трех документах — «Уложения» (Retraits), «Иерархические статуты» (Statuts hierarchiques) и «Вопросы дисциплины (Egards). Положения уставов определяли все аспекты жизни тамплиеров в мирное и военное время. Упоминались в уставах и вопросы питания и принятия напитков.
Напитки использовались в трех вариантах: для ежедневной трапезы, во время религиозного служения и для проведения ритуалов. Самым употребляемым напитком было вино, а если климат не позволял выращивать виноград, то пиво или эль. Зачастую вино разбавлялось водой, в него добавлялись различные специи (анис, розмарин, корица, гвоздика и т. д.) или мед.
Тамплиеры были нетерпимы к избыточному потреблению спиртных напитков, и за пьянство или злоупотребление вином грозило наказание вплоть до исключения из братства: «…И если же брат привычен пить столько, что становится пьяным, и не желает исправляться, следует наказать его вину», — гласил Каталанский устав ордена (одна из версий основного устава).
Каждая прецептория тамплиеров обычно производила собственное вино, развивая свои особенные технологии виноградарства, производства, хранения и потребления этого напитка.
Каждый член ордена имел две чаши для принятия вина: одну для обычных приемов пищи, другую для ритуальных целей. Большое внимание обращалось на манеру принятия еды и напитков: движения монаха-воина должны были быть точными и элегантными. Это касалось как разрезания сыра, хлеба, фруктов, так и поднятия чаши с вином и его принятия. Во время трапезы запрещались любые разговоры, чтобы братья могли полностью сконцентрироваться на вкусе и восприятии еды и напитка, соединяя все это со звучавшей молитвой.
Благодаря строгим правилам питания, особой диете и гигиене питания (отдельный чистый стол, мытье рук, тщательная обработка продуктов), тамплиеры были настоящими долгожителями в сравнении с обычным населением Средневековья. Возраст в семьдесят и более лет был обычным делом для многих монахов.
В Португалии мы можем и сегодня видеть наследие прошлого, говорящее о значимости виноградной лозы и вина для тамплиеров. Уже упомянутый замок Томар хранит в архитектуре и отделке храмов множество ссылок на важные для тамплиеров символы и знаки.
Церковь Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров, — это величественная шестнадцатигранная башня с окнами-бойницами и выступами контрфорсов. Форма восьмиугольного алтаря, по задумке храмовников, должна была повторять кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изнутри этот храм воплощает настоящий алхимический сосуд, наполненный множеством символов. Здесь проходили религиозные и ритуальные службы тамплиеров, звучали их гимны, принимались вино и хлеб, творились мистерии тела и духа. По преданию, в стенах этого храма может храниться Грааль и несметные сокровища тамплиеров.
Раз в четыре года в Томаре проходит праздник Табулейрос. Четыреста юных девушек несут по главной площади города высокие колонны из хлебов, фруктов и цветов, причем все сооружение возвышается у них на головах. Во время этого праздника освященные хлеб и вино бесплатно раздаются гостям и местным жителям. Традиция этой церемонии была установлена тамплиерами.
Наследие тамплиеров в Португалии в наши дни
Тамплиеры были закрытым орденом, и о его целях мы знаем только благодаря тем значительным изменениям в науке, банковском деле и архитектуре Европы, которые они оставили после себя. Даже в период расцвета ордена про истинные цели тамплиеров знали только небольшое количество европейских монархов, взаимодействовавших с тамплиерами. Основным их куратором всегда был институт Римских Пап.
Легенда о том, что это был очередной папский воинский орден, была придумана самими тамплиерами для отведения глаз от истинного прогрессорского значения ордена. Современность показывает нам, что там, где прогресс, новые идеи и технические разработки, там и колоссальные инвестиции. Поэтому за сравнительно небольшое для мировой истории время орден тамплиеров преобразил Европу и методы ведения войн.
Они первые после цивилизации Египта внесли объединенные законы энергетики и физики (магии в простонародье) в европейскую культуру. Со временем своим могуществом и богатством орден вызвал ревность людей, облеченных властью, и был уничтожен вместе с множеством документов. Тамплиерам для истории оставили только их воинские походы. Так они и дошли до наших дней как орден воинов.
За орденом тянется своеобразная слава еретиков, поэтому официальные лица стран, где орден был в максимальной силе, не любят вслух говорить на эту тему. В Португалии мы имеем достаточно сильную административную поддержку, но исключительно частным образом. Любая огласка личностей и должностей может повредить деловой репутации.
Андрей Вахрушев,
руководитель исследовательского проекта.