Мера Диониса
Автор: Олег Чернэ
Что, как и сколько бы мы ни говорили о вине, оно является олицетворением силы природы, олицетворением божественной силы. Это не просто напиток, а целая обрядовая культура. И как бы утилитарно люди ни относились к этому напитку, они все равно становятся частью сюжета игры в виде веселья или драмы, сопровождающих человека в его жизни. А совершаемые с вином действия зависят от нас самих, от нашего понимания вина, от нашего умения потреблять.
Воздействие вина — это жанр, который сводится к понятию ценности страстной стороны дионисийского культа, где речь, конечно же, идет не о количестве выпитого, а о качестве принятого и о качестве усвоенного. Чрезмерность потребления — как вина, так и любой другой жидкости или пищи — давайте отнесем к качеству болезни. Ведь чрезмерное потребление чего бы то ни было характеризуется нашим нарушением в физиологии и психике, и это вопрос медицинский, как заключение к представлению трагедии.
Потребление вина — это всегда диалог, кантата, делающая из нас солистов, участников хора или ансамбля. Он вовлекает нас в процесс малых и больших величин дионисизма. В процесс, характеризующийся той или иной мерой возбуждения. Обращаясь к вину, человек становится ответчиком, выражая собой событие либо на вербальном осознанном уровне, либо на невербальном и неосознанном.
Потребление вина сегодня не должно быть проблемой общественной жизни, но так как это своеобразная трибуна, то мы имеем то, что имеем. Дело в том, что сложный процесс потребления вина упрощен до перипетии (не путать с перепитием), то есть до резкого перехода от одного состояния в другое, что сводит, как правило, все к фаллической поэзии, то есть к античной мере возбуждения или размерности дионисизма. И эта трохеическая триподия, размер, является важнейшим понятием меры, которую важно познавать и усваивать.
Данная единица времени переживания, на которую в «Поэтике» указывает Аристотель, может быть сведена к положениям, отмеряющимся паузой. Пауза для понятия размерности — это все. Это и настройка на вино, и переживание наполнения вкусом, осознание перемены — как в вине, так и в себе. А самое главное — это абсорбция, которая не должна проигрывать речевым дифирамбам.
Потребление вина не должно сводиться к линейному состоянию сатира, когда возбуждение правит мозгом. Хорошо, если это приводит к комическому состоянию, когда «поутру, надев часы, забываешь про трусы», но если к трагическому — назвал жену другим именем? И вот вам, пожалуйста, начало драмы. Конечно, всегда можно отболтаться, но это не может отменить понятие меры. Так что нас ждет либо гармоничное сочетание, либо песнь козлов.