Хетты — пьющие Бога
Автор: Олег Чернэ
Культура хеттов — одна из самых неизученных в античности. Между тем, по значимости и масштабам влияния она не уступает египетской или ассиро-вавилонской. Многое из наследия хеттов было воспринято их соседями — греками, римлянами, евреями. Чего стоит хотя бы культ Яяс, у древних евреев фигурировавший как Яхве (Иегова) и затем трансформировавшийся в культ бога-отца!
У истоков многих античных культур и мировых религий встал народ, к подробному изучению которого ученые приступили лишь в XIX веке. Именно тогда исследователи заинтересовались могущественной империей, упомянутой в Библии и существовавшей к северу от Израиля. Одним из крупнейших специалистов по хеттам был британец Оливер Роберт Герни, а основным источником информации стал Богазкейский архив, в котором хранится более 10 000 табличек на хеттском языке.
Империя хеттов раскинулась на территориях современного Ливана, Сирии и Турции — в месте, которое пророк Мухаммед назвал земным раем. Эти же края Моисей называл землей, наполненной молоком и медом. А мы добавим: это земля, связавшая человека с небесами. А лестницей в небо стала виноградная лоза.
Первое и главное, что следует знать о хеттах, — это была культура, увязавшая воедино все сферы своего существования. Для того чтобы пояснить, что это означает, проведем параллели с сегодняшним днем.
К примеру, в наши дни актуальны дискуссии о национальной идее. Сам по себе факт таких дискуссий говорит о том, что народ или народы прибывают в поиске новых этических или идеологических форм (или пытаются возрождать старые). Тема весьма значительная, ведь в ее основе лежит попытка дать некое обоснование жизни общества в целом, укрепить общество неким единым пониманием и убеждением.
В этой связи любопытно, что стержнем существования великих культур древности была вовсе не этика или философия, не какая-либо идея и не понятия. Осью существования была взаимосвязь того или иного народа с мирозданием в целом. Разнились лишь формы этой взаимосвязи: божества, ритуалы, ритм, понимание пространства, — что зависело от глобальных условий (таких как различия в климате, силе и характеристиках конкретного места, и т. д.), а сами принципы были универсальными.
Поэтому древние практически не знали идеологических дискуссий. Перед ними стояли задачи, которые нельзя отнести исключительно к ментальным, поскольку у этих задач был комплексный, объемный источник, не только разум. Упрощенно говоря, если культура, в основе которой лежит этика, пытается установить определенные правила взаимодействия людей, то культуры древности характеризует поиск определенных источников существования и работа с этими источниками. И в этой работе хетты достигли подлинного мастерства, определив развитие многих народов.
Ливийцы, лидийцы, племена хатти, лувийцы, семиты, ассирийцы, вавилоняне — на территории хеттского государства было распространено не менее восьми языков. Все это говорит об этой земле как о важной зоне, притягивающей к себе народы, что создало условия для возникновения первого федеративного государства. Сегодня главными центрами цивилизации хеттов считаются города Хаттусас (столица Хеттского царства), Пурусханд, Самуха, Куссар. Масштаб Хеттского царства включает в себя достаточно большую территорию (современные Турция, Сирия, Ливан, части Грузии и Армении).
Позже, уже в эпоху развития еврейского народа, история этой земли нашла отражение в символическом языке библейских преданий. К хеттам относятся многие части сказания о Гильгамеше, которые в интерпретированном виде вошли в ранние части Библии.
Сила земли как основа формирования культуры хеттов
Вино играло важнейшую связующую роль во взаимодействии хеттов с мирозданием. Эта культура оставила в наследство виноделию важнейшие принципы работы с пространством, землей (терруаром), особое понимание вина и искусство его применения, связав все это воедино.
Хетты — культура, которая, пожалуй, как и все античные культуры, искала пространство, наделенное особыми свойствами. И рассматривали они его как некую геометрическую фигуру, если хотите, структуру, поэтому и напитки для них должны были соответствовать задачам данного пространства. Каждое место воспринималось хеттами как некая объемная по своим параметрам структура. Этой структуре соответствовали определенная вибрация, ритм, божество, растение, животное, напиток и минерал, формировавшие силу земли. Для каждого места они были своими, что кажется вполне естественным и логичным, исходя из того факта, что каждое место уникально в принципе.
Исследуя места, связанные с хеттами, мы в первую очередь рассматриваем пространство, которое хетты изучали с помощью астрологии, различных действий жрецов, медицины и математики и т. д. Так, за пятнадцать веков до Пифагора и Евклида хетты умели вычислять пространство, понимали площадь и объем. При этом многие сферы хеттской культуры не были вербальными, относились к внерациональному опыту.
Любое усилие природы воспринималось как божественное проявление и увязывалось с конкретным местом. В частности, наиболее грозный бог (бог грозы) был связан со столицей Хаттусас. Подобная персонификация природных явлений прослеживается и в других культурах античности.
Если рассматривать соответствие минералов и различных мест, можно отметить, что, в целом, земля хеттов была богатым источником минералов. Прежде всего, речь идет о горах Тавра. Здесь снова очевидны параллели с античными культурами. К примеру, в Пергасе, где расположен алтарь Зевса, в Магнесии-на-Меандре, у подножия горы Торакс в Фессалии добывали белую магнезию, ионийский город Колофон прославился своей смолой и т. д. Все эти места притягивали к себе людей открывавшимися здесь возможностями развития и связи с макрокосмическими силами. И для хеттов ценным минералом был так называемый винный камень, а ценнейшим растением — виноград.
О том, что у хеттов было некое поклонение силе, говорит и то, что у них были бог силы Инар и бог получения этой силы Яяс, который впоследствии превратился в древнееврейского Иегову. От земли как источника силы зависела жизнь царей и их подданных. Показательно, что вершиной хеттского государства считается XIV век до н. э., после чего культура хеттов идет на спад.
C этим периодом связан эпизод сказания о Гильгамеше, впоследствии пересказанный в Библии со множеством подробностей. Этот эпизод описывает всемирный потоп. Даже не беря в расчет тот факт, что древние сказания излагались языком символов и притч, а просто анализируя этот текст, можно обнаружить, что под потопом имеется в виду потеря силы земли, что для древних было подобно потопу. По всей видимости, на определенном этапе хетты потеряли возможность получать силу из земли, выращивая виноград.
Вспомним: что первым увидел Ной, спасаясь от наводнения? Виноградную лозу. Впрочем, однозначной трактовки этого эпизода история на данный момент предложить еще не может. Причиной тому недостаточная изученность наследия хеттов и значительная зависимость интерпретации истории этой земли от позднейших религиозных преданий.
Если мы обратимся к 47 статье Кодекса хеттов, то увидим, что в ней говорится о возможности земли давать что-то человеку. Этот фрагмент содержит ключ к пониманию хеттской формулы жизни: если у земли есть сила, значит, на этой земле можно жить. Потеря силы земли сразу же приводит к потере целого народа, целой культуры, что мы и наблюдаем у хеттов.
Не имея силы земли, люди не могли кормить богов, а если царь (жрец ритуалов плодородия, символ изобилия) не мог выдать хлеба, вина, пива, воды, то он не соответствовал своей задаче — быть царем. В результате общество, терявшее царство как институт с определенными обязанностями, переставало быть цельным, так как люди теряли возможность «пить Бога». По всей вероятности, правитель хеттов Аллувамну стал последним, кто был в состоянии проводить царские ритуалы под названием «пить Бога».
Поэтому период расширения хеттского государства во главе с Хаттусилисом II стал началом упадка, поскольку усиление военных действий говорит о поиске новых земель, имеющих силу. История знает имена более поздних правителей хеттов, но все они уже связаны непосредственно с ведением войны, а не с управлением землей.
Лоза как лестница в небо
В отличие от многобожия, которое можно наблюдать в различных античных культурах, у хеттов мы находим интересное восприятие пространства, которое они наделяют особой силой, представленной концепцией солнечного диска.
Хетты рассматривали пространство как некую плотную субстанцию, которая кверху утончалась, становилась эфирной и менее плотной. Соответственно, только тот, кто утончал себя, мог подняться по лестнице в небеса, а одним из основных проводников на этой лестнице выступал не кто иной, как главный виночерпий, тот, кто подавал вино и контролировал дозу. Это демонстрирует регламентацию всей жизни хеттов, не допускавших никакого неконтролируемого возлияния.
Показательно, что хетты оставили после себя интересный жанр в виде обсуждения недосмотров и глупостей. В задачу этого жанра входило выявление и анализ нечестных действий и поступков. Каждое действие, не соотнесенное с волей богов, считалось деструктивным. Вино, которое, вроде бы, должно расслаблять людей, использовалось хеттами для некой собираемости. Сила человека должна была всегда контролироваться, иначе он не смог бы подняться по лестнице к небесам.
Наиболее почитаемый хеттами бог грозы Тесуб воспринимался как сила, способная разрушить эту лестницу. Показательно, что наиболее распространенным был культ, направленный на выстраивание определенных взаимоотношений с разрушительным аспектом мироздания. Положение человека, его вид, одежда, то, где он живет и что делает, соизмерялось с силой бога грозы как с некой важной энергией в жизни хеттов.
Спираль лозы приобретает особую значимость в связи с изображением бога грозы — с бородой, в особой тунике, в башмаках, загнутых внутрь. Он весь в движении, которое как бы закручивает его вокруг оси. Именно это движение, эта вибрация и соотносится с движением грозы. Здесь мы также наблюдаем некую спираль, и эти спирали входили в определенное взаимодействие, в котором вину отводилась созидающая роль напитка, укрепляющего и проводящего человека по его пути.
Это же подтверждает и тот факт, что наиболее значительной созидательной силой хеттов было божество Солнца, имевшее женские черты. Культ Солнца выражал женские функции, то есть был связан с наполнением. В сельскохозяйственных продуктах хетты искали в первую очередь источник солнечной энергии. Особое значение в этой связи приобретал бог виноградной лозы Телепинус.
Кстати, выявленные в разных местах памятники эпохи хеттов, различные виды печатей хеттского типа также говорят нам о своеобразной «спиральной» фокусировке пространства, в котором существовали хетты. Многие центры жизни хеттов находились в труднодоступных местах, где рисунок ландшафта напоминает закрученную спираль, например, Капподокия или Зинджирли, связанные с ритуалами вкушения вина. Здесь можно продолжать и продолжать… Все это указывает на определенную взаимосвязь хеттов с пространством, на знание о законах сохранения энергии. О законах, которые затем по-своему интерпретировали греки и римляне.
Странная печать царя Таркумувуса также выражает некое отношение к пространству, символизируя одно из самых загадочных свойств, приписываемых хеттам, — умение «испить пространство». Показательно, что письменность хеттов строилась по такому же спиральному принципу, в котором каждый символ был как конус, расположение которого определяет отношение к пространству. В этой печати лежит ключ к пониманию того, что в культуре хеттов слова «царь» и «земля» имели доминирующее значение как символы поддержания и восприятия пространства.
Из других памятников хеттов в этой связи можно упомянуть cкалу Язылыкая недалеко от Богазкея. Это так называемая «исписанная скала», где мы видим две процессии богов, идущих навстречу друг другу к центру ниши, являющейся центральной точкой пространства.
Из всего этого очевидно, что хетты оценивали пространство по его способности соединить факторы, связующие человека с божественным. И формула их связи с божественным примерно такова: место должно вести человека на небеса. В этом контексте вино приобретало особую значимость как напиток, выражавший эту связь непосредственно.
Опираясь на материалы источников, описывающих тех или иных властителей, следует обратить внимание на хеттского царя Аниттаса. Он, как и его отец, нес ответственность за некую Великую Лестницу. Не является ли этот образ той самой лестницей, ведущей на небеса? И если мы обратимся к символизму, то обнаружим у хеттов множество различных вегетативных символов, где лозе выделяется важнейшая из ролей как символу, ведущему вверх.
Виноградная симфония
Помимо винограда, значительная созидающая и связующая роль отводилась пшенице и финикам. Триста шестьдесят способов использования фиников и различные гимны пшенице и яблоне — все это демонстрирует особое отношение хеттов к вегетативным природным процессам, которые наделены особой формой и силой. Здесь мы сталкиваемся с понятием структурных напитков, где значительную роль играли медовые вина и финиковое вино.
Почему структура? Потому что это было время, когда первичным был звук (сила, вибрация), а не слово (мысль, информация). Звук — это вид частоты, которая исходит из той или иной формы. Получается, что хеттам важно было потреблять силу структуры через звук, связанный с напитком, местом, божеством. Следовательно, любой напиток воспринимался с позиции его звучания.
Указанием на это является монументальное изображения короля Варпалава и его покровителя — бога звука Тархунта на скале в Ивризе. Божество держит в руках гроздь винограда, а тело его обвивает живая виноградная лоза. Здесь, между прочим, кроется и секрет хеттского языка, который был тоновым, вибрационным, выражал определенные ноты.
Судя по изображениям, дошедшим до нас, еда была не столь важна для хеттов, как напитки. Это исходило и из задач ритуального подношения высшим силам. Хетты никогда не относились к вину утилитарно, для них это был в первую очередь поэтический хлеб, продукт, позволяющий общаться с богами, выходить на частоту божественного. Да и виноградники они рассматривали в первую очередь с позиции божественных садов. Для них было важно не количество, а качество виноградников, коим они приписывали еще и определенный эстетический смысл.
Ответственность при организации похорон, а также то важное место, которое занимает вино в погребальных обрядах хеттов и родственных им культур, говорит о значимости вина при подготовке человека к загробной жизни и в самих похоронных ритуалах. Подобное мы находим у Гомера, описывающего, как было пролито вино на погребальный костер греческого героя Патрокла Менетида. С такими же почестями был похоронен знаменитый воин Трои Гектор.
Интересен и ритуал орошения внутренностей, который проводили хеттские цари. Этот ритуал зафиксирован в IX в. до н. э. при ассирийском царе Ассурнасирпале II, который в момент инаугурации в своей столице Нимруд организовал пиршество с обильным возлиянием на 70 000 человек. Что и говорить, «проставился» царь весьма внушительно: 10 000 бурдюков вина, 10 000 сосудов пива и 100 сосудов «очищенного смешанного» пива, в состав которого входило вино с особыми специями.
Вино широко использовалось хеттами на торжествах и в различных церемониях. Известны медицинские ритуалы, при которых больным давалось вино, причем его иногда подогревали и уваривали до определенной дозы. В процессе церемонии наполняли три ритона вина и затем ставили кубок на алтарь богине Солнца.
Интересно описание ритуала основания нового дворца: «Они посадили лозу винограда и сказали: так же, как лоза посылает вглубь земли свои корни, так пусть и король с королевой пустят здесь свои корни и прорастут ветвями». Напиток из смешения воды и вина упоминается и в клятве хеттских солдат. Это было частью ритуала, который обеспечивал преданность военнослужащего, был своего рода присягой.
Другие хеттские тексты также обнаруживают глубокую веру в очищающую силу вина. Вино входило в ритуалы очищения города, очищения от сексуального насилия, в ритуал погребения короля: «Затем они принесли сосуд с вином и поднесли его душе короля». При подписании военных и политических договоров широко использовалось пиво и вино, чтобы получить поддержку богов при подписании соглашения.
Ячмень и виноград были основными продуктами, из которых делали подношения богам. Это значит, что божеству подносилось пиво и вино. Следовательно, это должно было быть и основной пищей для самих хеттов.
А так как виноградарство и виноделие стали самостоятельной отраслью сельского хозяйства хеттов уже в третьем тысячелетии до н. э., то, скорее всего, хетты пили пиво либо вино в зависимости от своего социального статуса. Стоит сделать оговорку, что у хеттов классовая принадлежность непосредственно зависела от энергетического уровня человека. Люди должны были, так сказать, осознавать свою компетенцию и ответственность в первую очередь перед богами. Подобные требования предъявлялись и к самим богам, так как была важна реальная связь бога с человеком, а не виртуальные взаимоотношения.
Связью человека с божественными сферами являлась вибрация, выраженная в различных формах, в частности, в напитке. То есть напиток также воспринимался как определенная вибрация, энергетическая частота, как выраженное в звуке божество, сила которого усваивалась в процессе ритуала потребления напитка. Это и означает «пить бога». Но «пить бога» — это и «пить пространство», которое также имеет свою вибрацию, частоту. Вот почему для хеттов так важна была взаимосвязь различных явлений и сила источников, сила пространства.
Что тем самым показали миру хетты? Поскольку все сущее есть живое, то все находится в движении (имеет начало), а в терминах энергии — вибрирует, движется. Существует вибрация различной частоты (плотности). Наиболее очевидно это выражено в звуке, который обладает силой формировать пространство и имеет разные степени плотности — от слышимого до более тонких уровней.
Так, внутренне проговариваемая мысль, к примеру, тоже является определенным видом звука, вибрацией меньшей плотности. Сфера ума также имеет свою вибрационную плотность, и вне этой сферы пространство является как более грубым, так и более тонким, то есть сфера разума — лишь часть пространства. Этим, к примеру, объясняется невозможность выразить определенные состояния вербально и рационально, о чем хорошо знали хетты.
Соответственно, у всякого явления есть своя частота вибрации, свое звучание, своя пространственная структура. И хетты показали, что все есть звук, все есть пространство, все есть энергия и вибрация, все есть ритм, все есть вино, все есть минерал. Хетты первыми увязали все эти сферы в едином восприятии, а наиболее доступной формой связи была работа с вином как носителем вибрации (звука) божественного.
В ходе своих ритуалов хетты вырабатывали определенное звучание, вибрацию, усиливая себя и входя в состояние, которое сегодня мы можем сравнить с состоянием высокой поэзии. И основным инструментом настройки царей как верховных жрецов являлось именно вино.
Стоит ли говорить, сколь важным было для хеттов качество напитка, ведь от качества зависела и частота вибрации, то есть то, насколько напиток выражает божественное. О значимости качества вина для хеттов говорит вынесение царем Хаттусили I смертного приговора царскому виночерпию, главному лицу двора, за то, что тот поставил ему некачественное вино.
Такое отношение к вину послужило дополнительным импульсом к распространению винной культуры. Этот импульс стал следствием взаимосвязанных факторов, важнейшим из которых был поиск определенной силы и аромата. И здесь мы можем наверняка говорить о развитом вкусе хеттов. Особенно выделим обоняние, которое, судя по сохранившимся изображениям и барельефам, было наиболее развито у хеттов: большое внимание уделялось изображению носа. Поэтому отношение к вину выражало еще и органолептический характер.
Стали развиваться энологические технологии, причем это касалось не только процессов культивации лозы и обустройства виноградников, но и создания более качественных сосудов для транспортировки вина и торговли, что в долгосрочной перспективе стало довольно важным элементом винной индустрии. На рост популярности вина также повлияло развитие селекции винограда, что позволило получать все новые разновидности этого растения и, соответственно, все новые вкусовые и звуковые оттенки в напитке.
Особенно интересно обратить внимание на понятие звуковой вибрации, ибо процесс виноделия у хеттов был напрямую связан с развитием поэзии. Но так как эта традиция передавалась в устной форме, то со временем она растворилась в вавилоно-ассирийской культуре, а у самих хеттов вымерла вместе с приходом на их землю народов моря (этруски, филистимляне и пр.).
Основной задачей поэзии хеттов было взывание к богу Телепинусу, то есть к той же самой силе, выраженной в вине. Само взывание соотносилось с пониманием бога грозы, основная задача которого была охранять, а также искать бога Телепинуса, так как зимой он уходил, и его нужно было возвращать. Кстати, регулярный сезонный уход бога плодородия породил и такой интересный культ, как культ наслаждения вином: учись наслаждаться вином, иначе бог может и не вернуться!