Федерико Марчези
Беседовал Олег Чернэ
Патагония — сама по себе уникальное место. И здесь живет уникальный человек Федерико Марчези. Художник, который смог подружиться с кристаллами настолько, что они стали подобны пластилину в его руках. Главный редактор «Code de Vino» Олег Чернэ встретился с господином Марчези в одном из домов, где он творит и организует пространство согласно своему вкусу.
— Федерико, что привело вас к работе с минералами? Когда вы начали или почувствовали свою связь с кристаллами?
— Моя связь с камнями началась, когда я путешествовал по горам, лазал по утесам и скалам, занимался альпинизмом в Андах. У меня развилась чувствительность к природному окружению. Эта чувствительность побуждала меня обнять дерево и чувствовать его, я ложился на камни и чувствовал их. Это меня вело к контакту с камнями, и во время переходов в горах я начал искать кристаллы.
В мире искусства, в мире моих картин я сам делал краски и нашел способ делать краски из пепла и других материалов, которых я воспринимал как пигменты из-за их цвета, текстуры и из-за того, как они размалываются. В результате я начал воспроизводить (рисовать) гору из материалов самой горы, я стал рисовать объемные картины камнями.
Я считаю это моей первой настоящей встречей с камнями. Один каменотес из Сербии сказал мне: «Если ты будешь работать с камнями, лучше забудь обо всем остальном, потому что это целиком захватит всю твою жизнь». Так и оказалось. Когда я начал работать с камнями, я почувствовал такое расположение к этому материалу, что я как бы отдавал ему что-то, а он возвращал это, умноженное многократно.
Тогда я подумал: сколько вещей я ни делал в моей жизни — сценографии для оперы, оформлял карнавал, работал в театре, кино, на музыкальных спектаклях, оформлял бутики, но тут в первый раз я сказал себе, что хочу заниматься этим и ничем иным! По ходу работы с этим материалом я стал брать другие заказы с камнями — скорее из-за духовного призвания, чем из материального интереса. Работая камнями, я не искал материального успеха, меня более притягивало чувство, что я являюсь инструментом природы в процессе ее перевоплощения.
Я почувствовал, что вся моя работа с природой, созерцание цветов, деревьев и все зарисовки природы, которые я сделал, выглядели замечательно, если были сделаны из камней. И все, что я выучил на своем пути, в конце концов, я использую в процессе своей работы над произведениями из камней. Сначала черчу, потом рисую спонтанным способом, выходя из того, что меня ограничивает — я превращаюсь в инструмент вселенского творчества, проводник, через который это творчество проходит.
Это как бы состояния проводника, когда ты будто говоришь: «Вот, возьми меня, для того чтобы развиваться через меня». То есть в той концепции, что я выражаю, содержится идея того, что камни живые, что посредством внутреннего диалога можно общаться с камнями. Тем самым я обогащаю ту скромную идею, которую имел в начале.
— А можно тогда сказать, что кристаллы питают вас, что это ваша пища — не только духовная, но и физическая?
— Кристаллы — это энергия, они меня сохраняют и защищают от других энергий. Они как друг, которого человек находит и который помогает делать работу. Я думаю о Земле, каким образом я могу служить ей, и мое следующее произведение, собственно говоря, является ее произведением. Я подготавливаю свою энергию, увеличиваю уровень энергии, чтобы быть более открытым, проводящим, чувствительным.
— Фактически, для вас это не работа, а развитие. В различных традициях кристалл представлял определенную силу. Вы, работая с кристаллами, изучали какие-нибудь традиции с позиции использования кристаллов?
— Кристаллы высоко ценили еще в древности. Всегда люди сознавали их стройность, и за право обладания ими даже начинались войны. Кристалл давал силу. Местные индейцы техуэльче и мапуче всегда имеют некий камень, который используют во время ритуалов. На мое формирование очень большое влияние оказали герметики, которые еще во времена Древнего Египта знали атрибуты кристаллов, связывая их с телом человека.
Это дает ощущение, что мы не являемся только мясом и костями, а являемся некой энергетической цепью, в которой каждой виток соответствует некому природному качеству, а оно, в свою очередь — энергии определенных кристаллов.
Динамика обработанного кристалла может вести к развитию, она несет поток энергии, лечит болезни. Парацельс знал все это, и вместо того, чтобы продолжать искать золото, он перешел к медицине и лечил посредством разных соединений — окиси золота, минералов, приготавливал лечебную воду.
И энергия камня остается в произведении, а дальше владелец произведения будет менять свое духовное качество, становясь более одухотворенным. Скажем, человек, смотрящий на некую деталь, внезапно обнаруживает, что его посетила некая блестящая идея. Верю, что моя работа может облагораживать человека, может улучшать качество жизни, что она делает вклад в развитие всего мира, меняя его. И если человек способен увидеть красивое, то он видит ту красоту, которую он имеет внутри себя.
— Мы находимся в уникальном месте — доме, который украшен работой Федерико. Как пришла идея, чем вы руководствовались, делая это уникальное произведение?
— Когда мне отдали план этого помещения, которое имеет площадь 100 м², у меня возникла идея сделать художественное оформление на базе уникальных местных видов флоры. Чтобы подготовить работу, я посетил каньон в поиске патагонских камней, которые соответствовали бы большой палитре цветов осенней горы. В этом поиске мы прошли и просмотрели 70 км², отыскивая камни разных цветов и способы реализации.
Мы сделали мастерскую прямо в карьере. Подготовили и обучили 15 человек из местных, чтобы переносить, подготавливать и обрабатывать камни. Результат — это одна большая картина, стенопись в пространстве, где каждый сектор имеет свой характер.
— Какие типы материалов были использованы в вашей работе? Минералы, драгоценные и полудрагоценные камни? Откуда вы брали все эти камни?
— Материалы, которые я выбрал в поиске цветов, местные и происходят из самой древней части Патагонии. Это камни с осадочным происхождением. Я заметил, что эти камни из песчаника в зависимости от их местонахождения имеют разный цвет и рисунок. Это сделало работу сложнее, так как я получил громадное разнообразие цветов, разную толщину и твердость камней. Дополнительно использовались полудрагоценные камни из Патагонии — яшма, доломит, обсидиан. Они инкрустировались в почки цветов, в ростки ветвей. Так как эти камни полупрозрачные, полудрагоценные и очень красивые, их комбинирование с другими было особенно важно.
Здесь большую роль играет вкус, он является главным фактором для создания чего-то хорошего, «с хорошим вкусом». Часто я откладываю идеи в сторону, чтобы дать ей время созреть, как бы декантирую ее. Две недели она должна продолжать мне нравится, так как само произведение должно нравиться всегда, а если нет, то нужно менять.
В произведении, украшающем винный погреб дома, я стремился представить процесс раскрытия новой жизни в растении: как рождаются листья, почки, цвет, который рождается внутри дерева. Я изучаю деревья много лет, ходя по горам, где бываю в общении с деревьями, где духовное вдохновение — это быть рядом с ними, изучая их посредством зарисовки и наблюдая их в разные времена года. Это момент внутренней связи в самом акте изучения. Изображать это здесь в винном погребе — это переходный шаг. Ветви как бы ищут света, вкручиваясь вокруг колонны, и это дает начало этому месту, оно как бы развивается и растет.
Здесь я использовал полудрагоценные камни, чтобы воссоздать ростки. Зеленые и полудрагоценные камни дают ритм этого проростка, разные текстуры, естественные текстуры камней.
Когда мы выбирали палитру для проекта, я выбрал красные краски на фоне бордо, так как это винный погреб, а для листьев и ростков я выбрал самые чистые зеленые краски, где использовались полудрагоценные камни. Элементы дерева Шао Шао — это узлы, которые формируются в рисунке, и здесь тоже все сделано из полудрагоценных камней, таких как обсидиан, кварцит, флюорит, яшма.
— Еще одно место вашего творения — это СПА-зона, которая имеет уникальное оформление, связанное с идеей Дерева Жизни.
— Зона СПА — это своеобразная пещера, которую мы выдумали. Место расположено под землей, и оно как драгоценный камень в оправе земли, здесь расположился тропический мир в недрах Патагонии. Это и стало основной идеей. В этом случае, в пещере, дерево, выросшее из рисунка аметиста, трансформируется в своем стремлении к свету. Все его листья сделаны из агата. Дерево Жизни в своем стремлении к свету трансформируется в драгоценные камни. Внутри пещеры находится аквариум с тропическими рыбами, оформленный как трещина в горной породе.
А бассейн мы сделали из камней, которые мы нашли рядом. Один участок специально сделан для плавания с встречным течением воды, а другой — с водопадом с теплой водой, которая падает в бассейн.
Моя главная задача — заставить произведение говорить, как бы вступать во взаимодействие с человеком, и при этом оно должно быть абсолютно естественным продолжением той среды, из которой взят камень. Таким образом, я добиваюсь связи человека с произведением, произведения с домом, а дома — со средой. В итоге человек ощущает глубокую и естественную связь с окружающим миром. А идея становится реальным переживанием.