Бронислав Виногродский

Интервью с Брониславом Брониславовичем ВиногродскимИнтервью с Брониславом Брониславовичем Виногродским
Беседовал Олег Чернэ

 

Представлять отца чайной культуры в России Бронислава Виногродского — значит, пожалуй, не уважать пространство. Мы будем видеть в нем человека, который занимается всем: государственными, образовательными, научными вопросами. Лично для меня он человек неординарный, я бы сказал, ненормальный, потому что перевести множество раз «И-Цзин», древнюю китайскую «Книгу Перемен», может только особый человек.

Это не человек, который знает язык, — это человек, который знает пространство. Эти вопросы мы попытаемся сегодня вскрыть в этом, я бы сказал, экстремальном интервью.

Наша беседа направлена на то, чтобы продемонстрировать читателям через развитие вкуса великое множество вариантов пути, на котором человек может что-то приобретать и образовывать себя. И показать принцип существования, отличающийся от той обыденности, от той пустоты, которую и пустотой назвать сложно, но в которой находятся люди.

Интервью с Брониславом Брониславовичем Виногродским

— Когда Вы начинали Ваш проект с чаем в России, что было первично?

— Вкус. Основная мотивация была запустить какой-то способ оперирования вкусом. В России три серьезных нарушения:

1) взаимодействие с питанием через то, что потребляется вовнутрь, при отсутствии обрядовой традиции и осознания;

2) предметная среда, через которую не идут настоящие силы времени, ничего не живет и не развивается по-настоящему;

3) духовное думание, когда ты дыханием пробиваешь думание.

Когда я шел к чайной традиции, мне нужно было запустить какой-то импульс, который бы дал другой способ энергетизации происходящего.

 

— Да, Вы вошли в историю как человек, который привлек внимание россиян к вкусу через чайную культуру. Мы можем смело сказать, что то, что мы все пьем чай и обращаем на него внимание, и даже то, что в России такое большое предложение чая, во многом благодаря Вам. Как Вы считаете, к чему пришел этот проект?

— У меня он пришел к следующим вещам: к осознанным предметам, к осознанному думанию. Сам по себе чай находится в процессе вдоха и выдоха. Я запустил вдох в 1995 году. Выдох происходит сам. Я скоро подключусь снова, потому что с 1995 по 2007 год от знака Цзи до знака Цзы прошел определенный цикл. А с 2008 года пошел следующий цикл. В этом цикле я запущу тотальное вхождение чая в массовую культуру. А на первом этапе происходит запуск любого рода способов проживания мира в элитарные группы общества.

 

Интервью с Брониславом Брониславовичем Виногродским: чай

— Этот импульс возбудил пространство, оживил чаем людей. Но что делать с пространством, если оно даже не может возбудиться?

— Более маргинальные, ищущие люди, которые всегда находятся на грани, на полях этого способа переживания мира, всегда находятся в поиске, тогда как обыденное сознание не позволяет ничего вообще. Оно питается наркотиком под названием еда. А это неправильное питание с полным отсутствием осознания вкуса.

Чай имел изначальную мифоемкость в сознании людей. Чай изначально обладает этой мифоемкостью, потому что лучшие китайские чаи происходят из мест, где есть линьцзи — волшебная сила земли, максимально проявленная в этих местах.

— Интересно, что сейчас любая попытка подмены чаев, идей и культуры проваливается. Сила чая продолжает проявляться. Получается, что Вы запустили определенную силу.

— Я реально запускал духа чая. Мои предшественники, Маркс и Энгельс, запускали призрак коммунизма, а я потихонечку притянул сюда духа чая, который сейчас материализуется в разного рода игры.

 

— То есть мы можем считать, что эта игра продолжается, и Вы наблюдаете…

— …и готовлюсь к новым играм! Потому что следующий этап — это создание мирового бренда, вывод чая на глобальный уровень, который даст одновременно формат бытового потребления, потому что в настоящее время это формат элитарного потребления, который требует достаточно тонко отстроенного внимания. Потому что изначально чай надо было вводить как культуру. Надо было давать символику, определенный тип обряда, техники отстройки внимания как некую экзотическую процедуру. Эта идея принялась. Есть люди, которые стараются это делать. При этом во внешней бытовой среде очень мало людей, которые хорошо пьют качественный чай. Я же собираюсь дать форматы бытового потребления для хорошего чая.

 

— То есть как элемент питания.

— Абсолютно верно. У чая есть шесть базовых составляющих:

  • алхимическая составляющая достижения бессмертия;
  • религиозно-конфессиональная;
  • светско-культурная;
  • энергетизирущая;
  • лечебная;
  • питательная.

 

— Даосы говорят, что жидкость нужно кушать, а еду пить.

— Это следующий вариант подмен. А питаться следует воздухом.

— В сегодняшней культуре существования жидкостей, когда подмены уже сделаны, когда на рынке некачественная вода, как можно сделать ту подделку, которая была бы качественной? Понятно, что сейчас схема такова, что работают некачественные подделки. Как сделать, чтобы качественная подделка работала?

— Мой способ — мифологизация, запуск этих вещей в пространство высшего диапазона ценностей. Мой способ — это запуск произведений искусства.

 

— Определенно к Вам нужно отправлять все правительство, всех государственных деятелей…

— Они сами потихонечку подтягиваются. Процессы после чая уже запущены.

— Вы обладаете огромным опытом взаимодействия с людьми разного уровня, прошедшими через Вашу лабораторию развития. Как Вы считаете, есть ли сегодня у людей шанс реально развиваться?

— Сегодня нет, а завтра будет.

 

И Цзин— Вы подготавливаете почву?

— Конечно. Мне вспоминается один китайский мастер тайцзи-цюань Цянь Юйцай. Он под псевдонимом Цзянь Чхе переводил русскую литературу на китайский язык и, в частности, перевел роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Он подарил мне свой перевод и статью на тему 14-ти вариантов перевода первой фразы этого романа и сказал следующее: «Мой папа учил меня «Книге Перемен». Но я был молодой, глупый и очень плохо учился. Дети меня спрашивают: ты такой выдающийся, столько перевел, что же ты так?» И он отвечает детям: «Разве сейчас может быть счастье?» Вот он сказал правильную вещь. Можно ли сейчас развиваться и совершенствоваться? Нет, но почву готовить надо.

Мы сейчас находимся перед 2014 годом. И не потому, что это олимпиада в Сочи. В мире все циклично, и в 2014 году начнется вторая часть 60-летнего цикла, который начался в 1984 году. Эта часть иньская, и она является продолжением янской части, которая началась резко и закончилась, не успев начаться.

 

— А человеческий фактор будет готов как объект?

— Человеческий фактор — это, собственно говоря, свобода воли, которая зависит от силы духа. И войти в этот цикл вполне возможно, прежде всего, нужно осознанно проживать эти четыре года. Воли и духа не становится меньше во Вселенной. Они распределяются по циклу. И обретать их можно, выходя за пределы цикла, направляя свое видение вовне. Надо смотреть в 2044 год, потому что только оттуда может что-то начаться, если сейчас будет что-то правильно сделано.

— То есть следует начинать от смерти, а не от рождения?

— Конечно. Если ты исследуешь эту цикличность и у тебя правильное целеполагание, тогда энергия приходит к тебе и оттуда, где была еще раньше. Это даже не 180-летний цикл (который является всего лишь его иньской половиной), это 360-летний цикл, который начался в 1684 году, когда Петр I познакомился с неким шотландцем Лефортом в Кукуевой слободе. В этот момент в судьбе России активно включились западноевропейские течения.

 

— Происходило все дело под виски?

— Разумеется. Под виски, под табачок. Заряжено все было нормально.

— А сейчас они встречаются, как Вы думаете, подо что?

— Сейчас они уже не встречаются. Сейчас, я думаю, практически никто никого не слышит. Сейчас даже виски не помогает. Основной особенностью западной цивилизационной парадигмы является полное пренебрежение к дыханию. Человек в даосской традиции состоит из трех составляющих: вещество сознание, вещество тело и вещество дыхание.

Гармония

— То есть надо начать с вдоха?

— Нет, сперва выдох. Лучше не начинать вдохом и заканчивать выдохом, потому что начинать нужно с конца, как Вы сами справедливо заметили. Для всех нас характерно больше вдыхать, чем выдыхать, потому что желание брать сильнее. И оно уже раздуло донельзя в физической составляющей гипертонические болезни, неуправляемые процессы — все вверху. Потому что сила вдоха преобладает над силой выдоха.

 

— Но это вообще уже государственный вопрос. Пока наверху не научатся выдыхать, а будут лишь постоянно направлены на то, чтобы вдыхать, брать, то кто же вздохнет внизу?

— Конечно. Я уже устал кричать: «Бобер, выдыхай уже!» Достижение покоя возможно только на выдохе. На вдохе ты можешь энергизироваться. Конкретный человек как единица должен акцентировать дыхание. Выдыхая, он должен уметь висеть на задержках вдоха. И если ты не работаешь с дыханием, если дыхание у тебя не чистое, спокойное и ровное, то хрен они, чувства твои, тебя куда-то приведут. Если ты не дышишь правильно, то с чувствами разобраться не сможешь, и чувства не приведут к правильным осмысленным действиям.

 

— То есть дыхание ­— шампур, на который насаживаются действия.

— Дыхание — это и есть 6-е чувство. В моей терминологии — это ощущение. Правильные переживания могут быть только на дыхании. Ты можешь правильно видеть, обонять, осязать, слышать, вкушать, только когда правильно дышишь. В дыхании живет душа — инструмент, орудие работы духа.

 

— Получается, что основная концепция существования человека заключается в том, что он должен разобраться с дыханием.

— Если рассматривать это в глобальной взаимосвязи с пространством, то сейчас идет янская часть 30-летнего цикла — предел вдоха. Янская дыхательная единица делится на 6 единиц. Мера дыхания — 6 ударов сердца на вдохе и 6 ударов сердца на выдохе. В 30-летнем цикле 1 удар сердца — это пятилетка. Сейчас с 2009 года идет последняя пятилетка, которая в 2014 году придет от знака Цзы к знаку Цзя, и с этого момента начнется выдох от этого вдоха. Суть этих 6 единиц в том, что они соответствуют уровням знака «Книги Перемен».

 

— То есть получается, что для этой акцентуации на дыхании этносу в целом и человеку в частности требуется некая матричная система. У китайцев это «Книга Перемен», а в России-то что?

— На данный момент Франкфуртская экономическая школа, я полагаю! (Смеется).

книги

— Что же получается: если у человека на генном уровне есть матричное восприятие мира, то он может вписываться в любую модель? А то государство, тот этнос, который создал, или потерял, или еще не приобрел свою матрицу, он, по сути, разбирается на запчасти!

— Верно, происходит дезинтеграция. И Россия в настоящий момент находится в состоянии партизанско-шпионской войны с самой собой. Все воюют друг с другом, начиная с отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, начальством и подчиненными, правительством и народом. Потеряны корни в каждой личностной единице, потому что существуют сложности с матричностью культуры.

Изменение возможно только через осознание, только через способность правильно поменять процессы, а правильно поменять процессы можно только через осознание переживаний и образов в дыхательной парадигме. Потому что дыхание — это то, что соединяет тело с сознанием.

 

П. Оринянский. Полет— Правильно ли я понял, что любой ребенок, приходя в школу, в первую очередь, должен учиться оперировать образами, потому что их можно складывать, создавать конструкции, а не существовать линейно, что уводит от структуризации?

— В школе должны давать матрицы оперирования образами. Эти матрицы должны быть описаны через образ. Образы должны описываться через доступные слова. Язык — это матрица переподмен. Ты все время что-то подменяешь. Чжуан-цзы говорил, что если ты хочешь в пальце обозначить то, что в пальце не является пальцем, то лучше брать не палец, чтобы указать на то, что в пальце не является пальцем. Если в лошади хочешь указать на то, что в лошади лошадью не является, то лучше брать не лошадь, чтобы указать на то, что в лошади не является лошадью. Потому что вся тьма вещей — это один палец, а весь мир — это одна лошадь.

 

— Смысл в том, что человек должен видеть одну вещь, как минимум, под шестью углами, а не просто сказать, что лошадь — это лошадь.

— Конечно! С самого начала человек оперирует миром. Пространство сознания построено из шестичленной конструкции ощущений, переживаний, понятий, образов, смыслов и действий.

— В этом смысле получается, что в истории перевода «Мастера и Маргариты» была заложена матрица «И-Цзин», было показано, как переводчик воспринимает процесс, а не просто реагирует на то, где кто сидел и кто что сказал.

— Если брать «Мастера и Маргариту», то здесь очевидны три сюжетные линии: страдания еврейского народа, вторая — московская «история с дьяволом», третья — сам Мастер, который пишет текст. Это одновременная троичная конструкция, которая фокусируется вокруг творческого акта Мастера, что само по себе является игрой.

Мастер — это тот, кто способен делать игру. Как только ты включаешь попытку осознать дыхание в процессе произнесения слов, у тебя возникает нарочитость. Для того, чтобы нарочитость превратить в жизнь, ты должен начать играться. Но играть нельзя фальшиво, играть нужно всегда талантливо. Это и есть творчество.

 

— Под талантом стоит понимать покой, который сохраняется в движении.

— Это способность реально быть в покое, находясь в движении. Игра — это способность следовать точному ритму происходящего, который рождается из самого себя. Ибо человек рождает Землю, Земля рождает Небо, а Небо рождает Путь, который рождается из самого себя.

 

Интервью с Брониславом Брониславовичем Виногродским— Я слышал, что у Вас много просветительских образовательных программ, которые Вы сами хотите внедрять. Что Вы лично предлагаете, чтобы дать людям возможность, которую они могли бы развить?

— Личность состоит из шести слоев, как слоеный пирог. Первый слой — это личность как личность, второй — это личность как семья, третий — это личность как род, четвертый — как народ, пятый — как страна, а шестой — как человечество. И в этом процессе необходимо задействовать все шесть слоев. Они в любом случае находятся во взаимодействии. Первый находится в резонансе с четвертым, второй с пятым, третий с шестым. Есть еще множество других связей между этими слоями.

И развитие происходит на уровне создания проектов, которые позволяют увязывать четвертый и первый уровни, развивая в себе как личности себя как страну. То есть мне нужно получить нормальную страну в себе самом. Для этого нужно увидеть, что это такое, и снять все противоречия.

Но чтобы развивать в себе страну, необходимо выходить на уровень человечества. Только тогда появляется возможность увидеть, что же не так. Только во взаимодействии с какой-то другой культурной парадигмой у тебя появляется возможность увидеть, где же у тебя самого перекосы. Так устроено сознание. Поэтому необходимо рассматривать межкультурные взаимодействия, чтобы начали происходить процессы, в которых ты участвуешь как этническая единица своей страны.

 

— То есть отойди в сторону и посмотри на себя со стороны.

— Обратись к другому и увидь себя. Как только ты почувствуешь, что тебя что-то раздражает или, наоборот, привлекает в некоем человеке или культуре, — это и есть твои перекосы. Тогда уводи эти корни внутрь себя и работай с ними, дорога открыта…