Винная медитация

Автор: Олег Чернэ

Винная медитацияПорой вино погружает нас в тихое созерцательное состояние, порой наполняет целой бурей ощущений. Культура вина столь разнообразна и дарит нам столь широкие возможности для восприятия, что нет ничего удивительного в появлении терминов «мистерия вкуса», «винная медитация» и т. д. Понятие «винная медитация» неоднозначно, и его нельзя объяснить запросто. Но можно провести анализ понятия, которым часто спекулируют.

Современный и широко распространенный термин «медитация» традиционно связывается с индийскими учениями, хотя слово meditatio латинское и означает «размышлять», «обдумывать», «планировать». В католицизме это часть литургии, короткая безмолвная пауза, когда верующие возносят молитву. В связи с восточными учениями это слово трактуется иначе, поскольку по сути своей означает совершенное безмолвие. Вот уже на протяжении нескольких сот лет суть медитации остается загадкой для многих…

 

Винная медитация — это процесс, объединяющий такие понятия, как качественное вино, искусство его принятия и способность человека сосредотачиваться на вкусе и переживать его. Винная медитация — это встреча человека с самим собой, погружение в особый формат переживания, когда происходит соединение силы вина с силой своего сознания. Это момент высшей ясности, когда человек наполняется божественным нектаром, не теряя своего сознания и сосредоточения как условия осознания переживания.

Медитация остается загадкой во многом именно потому, что для понимания термина необходимо непосредственное переживание, опыт. Это определенное вневременное состояние, и только тот, кто достиг его, может с полным основанием говорить о медитации. Все остальное, что понимается под нею и предлагается человеку, это определенный набор психологических установок, где человек занимается всем, чем угодно, но только не тем, что можно назвать медитацией. Для того чтобы погрузиться во вневременное состояние медитации, необходимо иметь подготовленное сознание.

Поскольку медитация — явление вневременное, то совершенно также монополию на нее не может установить ни одна традиция. К этому состоянию можно прийти, используя, например, даосские, буддийские техники, изучая теоретическую механику, а можно пойти путем познания медитации через вино. Но сама медитация — это не техника, а состояние, непосредственное переживание, для которого необходима правильная циркуляция энергии в теле и развитая концентрация. И скажите, кому же это может не пригодиться? Ведь эти качества совершенно необходимы нам в повседневной жизни! Если вы готовы и стремитесь достичь этого состояния, то оно может быть реализовано в любом месте: хоть на концерте, хоть в храме, хоть за столом.

В этом состоянии безвременья человек может понять экстатичность бытия. Оно имеет множество уровней и может выражаться в сильных переживаниях, эйфории, в созерцании и осознании истинности своей природы. Это приближение к пониманию причин своего появления на свет.

При этом медитация — абсолютно адекватное состояние, а не какой-то балдеж или потерянность. И не бесформенное сидение с закатыванием глаз и важничанием. Это совершенное единение со своей самостью, с самим собой настоящим, вневременным…

Просто останавливается время, и человек начинает постигать природу своего существования. Это переживание, это реальное знание позволяет ему по-иному воспринимать и оценивать пространство. Все мы знаем, что живем в трехмерном пространстве, но мало кто реально может воспринимать его объемно. Человек, постигший состояние медитации, постигает и ощущение пространства, где реализуется его накопленная мощь и сила. Без них постичь медитацию нельзя.

Медитация также предполагает наличие духовной мощи. Впрочем, ее можно назвать и интеллектуальной мощью для более точного понимания. Интеллектуальная мощь — это когда тело питает сознание так, как пища питает желудок. Объединение энергии, тела и сознания — необходимое условие для достижения медитативного состояния. Когда все факторы увязаны воедино, человек приобретает возможность творить.

А если есть потребность и силы для творения, то что может быть лучше? А уж как распорядиться этим состоянием, как творить — дело каждого человека. Медитативное состояние очень объемно, и, следовательно, верно. Но чтобы подойти к нему, надо пройти через диктатуру своей личности. Требуется дисциплина, ритм и волевые усилия. Это данность, которая не падает с неба, она нарабатывается опытом.

 

Вино для винной медитации

Для винной медитации необходимо вино, наполненное духом поэзии, силой места и частотой пространства. На таком вине стоит роспись винодела, такое вино само проделало определенный отшельнический путь в пещере Бахуса. Это вино не может быть технологическим, индустриальным.

Это вино не моложе 5 лет, в нем зародилась внутренняя сила, способная взять под контроль алкоголь и изменить, углубить свойство самого вина. Чаще всего это авторское вино, оно должно иметь свои индивидуальные характеристики. Собственно, каждый сомелье может сказать вам, какое вино может соответствовать данному действию. Но самое главное, оно должно иметь историю, и вы должны знать ее.

 

Как вкушать вина для медитации

Вина для медитации не просто пьются. Они вкушаются. На столе не должно быть ничего лишнего. Бутылка вина, бокал, тарелка с сыром, немного хорошего, только хорошего хлеба. Книжка Борхеса. Конечно, можно взять и Гегеля, наслаждаться репродукциями Гогена или Леонардо да Винчи, но самое важное, должна быть пропорция места и действия.

Все должно наполнять вас: место, цвет, действие… Все должно быть вокруг вина. И совершенно не важно, кто сидит с вами за столом, самое главное — не мешать вину. Ничто не должно отвлекать вас от вкуса.

Если вы потеряете вкус, вы потеряете сосредоточение, а потеряв сосредоточение, вы потеряете сознание. Помните, медитация — это не потеря, а нахождение себя. Как говорил великий астроном Доминико Навара, знать о наличии планет недостаточно, важно понять, какую поэзию они несут. Самое опасное — потерять отношение к процессу. Это подобно равнодушию.